Бухучет в строительной компании: нюансы организации и актуальные сложности
Грамотная организация бухучета в строительстве требует от специалиста не только базовых профильных компетенций, но и знания отраслевого законодательства. Особенности законодательного регулирования деятельности застройщиков обусловливают необходимость планирования и осуществления учетных мероприятий в строгом соответствии с положениями специфичных нормативно-правовых актов.
Что влияет на организацию учета?
Постановка бухучета у застройщика во многом зависит от видов осуществляемой деятельности (земельные работы, непосредственно строительство, реконструкция и т.д.), применяемого режима налогообложения категории налогоплательщика. Строительная компания может участвовать в программах субсидирования, госфинансирования, пользоваться льготами. Все это влияет на организацию и ведение бухгалтерского учета.
Существуют и другие факторы, определяющие нюансы бухучета. Прежде всего, это территориальная разрозненность строительства. Также имеют значение характеристики строящихся объектов. При наличии природной специфики строительства возникают специфические затраты. Они должны надлежащим образом отражаться в учете. Подготовительные работы на объектах (их сложность и особенности) тоже усложняют бухучет в строительстве. Затраты на разрешительную бюрократию, проектирование необходимо подтверждать, отражать на соответствующих счетах.
Специфичность строительного бухучета обусловливается и многоступенчатостью взаиморасчетов с клиентами, подрядчиками, субподрядчиками, контрагентами. Большое количество разных строительно-монтажных работ тоже не упрощает учет. Тем не менее принципы ведения бухгалтерии, использования счетов остаются стандартными, базовыми.
О первичке и не только
Девелоперы все чаще передают бухгалтерию на аутсорсинг. И не только в целях оптимизации затрат. Сформировать штатную команду из профессионалов, знающих отраслевые тонкости, непросто. А тонкостей немало. Бухгалтер без опыта ведения специфического учета легко допускает ошибки. Обходятся они налогоплательщикам дорого.
Первое, с чем приходится столкнуться специалисту в бухгалтерии строительной компании, является нестандартная первичка. Одними счетами-фактурами и накладными здесь не обходится. Подтверждающими документами являются журналы, сметы, акты и т.п. Все их необходимо проверять на соответствие нормативным требованиям. Принятие к учету некачественной первички – самая распространенная ошибка бухгалтерии застройщика.
Вторая базовая ошибка – ведение только сводного учета. Законодательство требует учитывать финансово-хозяйственную деятельность пообъектно. Без развернутой аналитики тут не обойтись. Объем работ, соответственно, увеличивается пропорционально запуску новых объектов.
Замыкает ТОП-3 ошибок некорректная инвентаризация. Непросто получить данные с разрозненных площадок, складов, свести их воедино и добиться совпадения со сведениями в первичке, базах.